Влияние современных автомобилей на окружающаю среду.
На протяжении всего XX века производство автомобилей стремительно возрастало.
В 1998 г. по дорогам мира ездило уже 700 млн. автомобилей. Ожидается, что к 2010 г.
это число достигнет миллиардной отметки.
Такое распространение автомобиль получил главным образом благодаря качествам установленного
на нем двигателя. При сравнительно небольшой массе он развивает
мощность, достаточную для быстрой езды, потребляя при этом не так уж много топлива: одной заправки
хватает на 400-500 км. Двигатель готов к работе и летом и зимой.
Всё хорошо, пока автомобилей не стало слишком много. В столицах развитых стран на каждую тысячу жителей
приходится более 300 автомобилей; в Москве - 250 ( а всего в российской столице 2. 2 млн. автомобилей).
Очевидно, что при таком количестве машин лёгкий дымок, выходящий из выхлопных труб, загрязняет
окружающий воздух настолько, что это причиняет ощутимый вред здоровью людей и природе.
Среди множества различных газов и химических соединений, выбрасываемых автомобилем,
есть и токсичные вещества. На некоторых московских магистралях в часы пик их содержание в воздухе превосходит предельно допустимые концентрации в десять и более раз. А по всей России выброс вредных веществ автомобилями в 1998 г. составил 11,8 млн. тонн.
Больше всего выделяется моноксида углерода ( CO - угарного газа) И различных углеводородов,
среди которых особую опасность представляет бензин(а)пирен - вещество, способствующее возникновению
онкологических заболеваний. Кроме того, азот, входящий в состав воздуха, при высоких температурах и давлении, развиваемых в цилиндрах двигателя, реагирует с кислородом, образуя весьма опасные оксиды.
Дизели выбрасывают еще и сернистый ангидрид ( SO2) - при работе на топливе, в котором содержится
много серы, а так же твердые частицы, образующиеся при сгорании топлива в цилиндрах, и масляные аэрозоли. При больших количествах твёрдых частиц отработанные газы делаются видимыми - двигатель дымит.
Рост автомобильного парка породил проблему утилизации непригодных для дальнейшей эксплуатации
автомобилей. Так, в Европе в 1995 г. было ликвидировано около 15 млн. машин; в США - 11 млн.
Чтобы не происходило захламления городов пришлось создать целую сеть предприятий для разборки старых
автомобилей, сортировки и продажи ещё пригодных для использования частей, переработки металлического
лома. Неиспользуемые отходы дробят, размалывают и отправляют на свалки.
Таким образом, при проектировании новых автомобилей необходимо думать
и о том, как утилизировать их остатки, исключать применение материалов,
которые, попав в конце концов на свалки, будут загрязнять окружающую среду.